Новости прокуратуры

13.06.2018 13:57

Внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции»

04.06.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 04 июня 2018 года №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции». Федеральным законом устанавливается возможность передачи автономными учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов лицам, с которыми заключён гражданско-правовой договор по результатам конкурса или аукциона, проведённых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если это необходимо для целей исполнения такого договора. Федеральный закон от 04 июня 2018 года №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции» вступил в силу с 04.06.2018. С его текстом можно ознакомиться по ссылке http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201806040040.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:56

Внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации

04.06.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 04 июня 2018 года №134-ФЗ «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации». Указанным Федеральным законом с одного года до шести месяцев уменьшается срок, по истечении которого орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если до указанного срока собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Федеральный закон от 04 июня 2018 года №134-ФЗ «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» вступит в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования. С его текстом можно ознакомиться по http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201806040043.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:56

Внесены изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

04.06.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 04 июня 2018 года №136-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Опубликованным федеральным законом закрепляется, что заключение договоров безвозмездного пользования имуществом, закреплённым за государственными или муниципальными организациями, образующими социальную инфраструктуру для детей, будет осуществляться после проведения учредителями таких организаций оценки последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. При этом договор безвозмездного пользования имуществом такой организации не может быть заключен, если в результате оценки последствий его заключения будет установлена возможность ухудшения указанных условий. Федеральный закон от 04 июня 2018 года №136-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вступит в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования. С его текстом можно ознакомиться по ссылке http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201806040030.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:55

Внесены изменения в Федеральный закон об антикоррупционной экспертизе

04.06.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 04 июня2018 года №145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Согласно внесенным изменениям, при проведении антикоррупционной экспертизы оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежат не только нормативный правовой акт, но и проект нормативного правового акта. Федеральный закон от 04 июня 2018 года №145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» вступит в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования. С его текстом можно ознакомиться по http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201806040041.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:55

Постановлением Правительства РФ установлены полномочия при проведении пожарного надзора на объектах на объектах обороны и на иных объектах специального назначения

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2018 г. № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290» расширен перечень полномочий органов госпожнадзора, к которым относятся структурные подразделения Минобороны, МВД, Росгвардии, ФСО, СВР, ГУСПа, в сферу ведения последних входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора касающегося осуществления пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск нацгвардии, внутренних дел, госохраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. Инспекторы госпожнадзора наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности на указанных объектах. Также с внесением указанных изменений расширен перечень полномочий, теперь инспекторы выдают организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также проводят плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:54

Конституционный суд РФ указал на необоснованность отказа в продлении вида на жительство иностранному гражданину по формальным причинам

Конституционный суд РФ разъяснил, что длительно проживающий в России иностранный гражданин, своевременно не продливший вид на жительство, имеет право на возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о продлении вида на жительство. Данные положения Конституции РФ не противоречат и не исключают для суда, рассматривающего дело об обжаловании отказа миграционного органа принять данное заявление из-за пропуска срока его подачи, возможность восстановить этот срок, не ограничиваясь на указание формального соблюдения процедуры отказа закону и конкретизирующему подзаконному акту, поскольку между Россией и иностранным гражданином сложилась устойчивая связь ввиду его длительного проживания на законных основаниях.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:54

Уточнены основания для проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирным домом

В ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч.13 ст. 161 и ч.5 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если в течение шести месяцев (до внесения изменений – в течение года) до дня проведения открытого конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:53

О СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТАХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА

К наиболее значимым льготам для инвалидов с детства предусмотренным законодательством относятся — страховая или социальная пенсия по инвалидности, налоговые льготы, а также льготы в сфере образования.

Перечень льгот и мер социальной поддержки зависит преимущественно от присвоенной группы инвалидности. Вместе с тем законодательство предусматривает их предоставление и инвалидам с детства без указания конкретной группы инвалидности. Рассмотрим наиболее значимые льготы и меры социальной поддержки, установленные для инвалидов с детства.

Застрахованные лица, признанные инвалидами I, II или III группы, независимо от причины и времени наступления инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности имеют право на страховую пенсию по инвалидности.

В случае полного отсутствия страхового стажа постоянно проживающие в РФ инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, получают социальную пенсию по инвалидности (ст. 9 Федерального закона  от 28.12.2013 № 400-ФЗ; пп. 8 п. 1 ст. 4, п. 6 ст. 5, пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Часто инвалиды с детства I группы нуждаются в постороннем уходе. Если такой уход осуществляет неработающий трудоспособный гражданин, ему полагается ежемесячная выплата независимо от факта совместного проживания с инвалидом (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175; п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 № 397; п. 2 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 11.09.2017 № 669н).

Инвалиды с детства независимо от присвоенной им группы инвалидности имеют право на следующие налоговые льготы.

1.     Инвалиды с детства — имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. за каждый месяц календарного года в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13% (за исключением доходов от долевого участия в организациях, а с 01.01.2018 также выигрышей в азартных играх и лотерее) (п. 3 ст. 210, ст. 216, пп. 2 п. 1 ст. 218, п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ; п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 354-ФЗ).

2. Начиная с 2017 г. налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, принадлежащего инвалиду с детства (пп. 3 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ; ч. 13 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

До 2017 г. данная категория налогоплательщиков имела право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую сумму в размере 10 000 руб. (пп. 3 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

3.  По налогу на имущество физических лиц

Инвалиды с детства не уплачивают налог на имущество (пп. 3 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ).

Льготы в сфере образования

Инвалиды с детства имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты, а также на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета студенты — инвалиды с детства получают государственную социальную стипендию и имеют право на предоставление им жилых помещений в студенческих общежитиях в первоочередном порядке (ч. 5 ст. 36, ч. 2 ст. 39, ч. 5, п. 2 ч. 7 ст. 71 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

13.06.2018 13:52

О ЛЬГОТАХ ПЕНСИОНЕРОВ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ

Освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее в настоящей главе — реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе — плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Льготы для отдельных категорий граждан могут быть установлены законами субъектов РФ, так как транспортный налог относится к региональным налогам (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 56, ст. 356 Налогового кодекса РФ).

Так, в Калининградской области льготы предоставляются, в частности, следующим категориям граждан (ст. 7 Закона Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге»):

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, имеющие легковой транспорт;

категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющие легковой транспорт;

инвалиды I и II группы, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил;

инвалиды, имевшие до 1 января 2005 года право на получение (приобретение) автомобиля через органы социальной защиты населения и реализовавшие указанное право путем получения (приобретения) легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, — в отношении указанных транспортных средств;

Если налогоплательщик, являющийся физическим лицом, имеющий право на льготу в соответствии с данным пунктом, является собственником нескольких транспортных средств, льгота применяется в отношении только одного из этих транспортных средств (по выбору плательщика

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

07.06.2018 09:17

Срок, на который лицо помещается в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, не может быть неопределенным либо продлеваться вне рамок судебного контроля

Постановлением Конституционного Суда РФ  от  24.05.2018 № 20-П «по делу о проверке  конституционности  статьи  435  Уголовно-процессуального  Кодекса  Российской Федерации  в связи с жалобами  граждан  Д. и К.»   установлено, что срок, на который лицо помещается в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, не может быть неопределенным либо продлеваться вне рамок судебного контроля.

Суд, принимая решение, предусмотренное частью первой статьи 435 УПК РФ, при наличии для этого медицинских показаний, зафиксированных в заключении экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и, при необходимости, в медицинском заключении медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, обязан указать срок, на который лицо помещается в соответствующую медицинскую организацию, в том числе указать календарную дату его истечения, а продление этого срока должно осуществляться с учетом положений данного Кодекса, определяющих порядок продления срока содержания под стражей.

Поскольку нахождение лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на условиях недобровольной госпитализации, как следует из статьи 36 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», допускается только в течение времени сохранения оснований, по которым была проведена госпитализация (притом что это лицо в течение первых шести месяцев не реже одного раза в месяц подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров указанной медицинской организации для решения вопроса о продлении госпитализации), установление судом срока, на который лицо помещается в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в порядке части первой статьи 435 УПК РФ, во всяком случае не может рассматриваться в качестве препятствия для прекращения его пребывания в такой медицинской организации.

Соответственно, если психическое состояние лица улучшилось настолько, что необходимость в его нахождении в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, отпадает, а срок (в том числе продленный), на который это лицо было по решению суда помещено в такую медицинскую организацию, еще не истек, ее уполномоченные должностные лица должны незамедлительно информировать об этом органы предварительного расследования, на основании ходатайства которых суд отменяет данную процессуальную меру и одновременно (с учетом осуществляемого в отношении лица уголовного преследования) — при наличии предусмотренных законом оснований — решает вопрос о необходимости применения к нему содержания под стражей или иной меры пресечения. До принятия судом того или иного решения по ходатайству органов предварительного расследования лицо остается в той медицинской организации, куда оно было помещено ранее. При этом, если на момент отпадения оснований (медицинских показаний) для нахождения такого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, срок избранной до его перевода в данную медицинскую организацию меры пресечения в виде заключения под стражу не истек, судебного решения для ее применения до истечения ранее установленного судом срока (в который засчитывается время нахождения в такой медицинской организации по решению суда) не требуется.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

07.06.2018 09:12

Разъяснение законодательства о порядке проведения публичных мероприятий на территории Калининградской области в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018

В период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 на территории Калининградской области действуют усиленные меры безопасности, введенные в соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.

Пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, в число которых входит Калининградская область, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением чемпионата мира по футболу, в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами МВД России и территориальными органами безопасности.

Данный пункт Указа Президента РФ не содержит исключений для лиц, проводящих одиночное пикетирование.

Таким образом, действия лица, осуществляющего одиночное пикетирование в местах, не определенных Правительством Калининградской области или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами МВД России и территориальными органами безопасности, образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, влекущего наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 40 часов.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

07.06.2018 09:12

Ответственность за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018

С 16.02.2018 действуют внесенные в КоАП РФ изменения в соответствии с федеральным законом от 05.02.2018 N 13-ФЗ. В частности, нововведениями КоАП РФ дополнен статьями 14.15.2 и 14.15.3, предусматривающими ответственность за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Так, реализация входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA и (или) изменение при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, установленной стоимости входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года влекут наложение административного штрафа на граждан не менее пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - не менее ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. По смыслу закона под реализацией понимается продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен либо иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли. Под стоимостью входного билета на матч чемпионата мира понимается цена входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, установленная FIFA и указанная на входном билете на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Реализация поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до полутора миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Перечисленные дела будут рассматриваться в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление данного срока не допускается.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

07.06.2018 09:11

О «прямых» договорах ресурсоснабжающих организаций с собственниками помещений многоквартирных домов

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений. В частности, с 03.04.2018 устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг. Для заключения «прямых» договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Ресурсоснабжающая организация также получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

07.06.2018 09:11

На отношения по возмещению вреда, причиненного некачественным протезированием зубов, распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей»

Такой вывод сделан Верховным Судом РФ при рассмотрении гражданского дела по иску Ш. к Медико-хирургическому центру о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

Ш. в иске указал, что между ним и Центром был заключен договор на проведение имплантологического лечения с последующим протезированием на установленные импланты. В связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи зубной ряд восстановлен не был, протезирование на установленные ответчиком импланты оказалось невозможным, о чем Ш. не был предупрежден.

Решением районного суда в удовлетворении требований отказано. Верховный Суд РФ отменил решение и направил дело на новое рассмотрение, обратив внимание на следующее.

Согласно заключению экспертов, данному в суде первой инстанции, медицинских показаний для проведения Ш. дополнительных мероприятий в виде консультаций пародонтолога и эндокринолога при подготовке к протезированию на этапе операции синус-лифтинга не имелось. Причинно-следственной связи между оказанием медицинской помощи Ш., включая имплантологическое лечение, и прогрессированием хронического генерализированного пародонтита (который и препятствует проведению последующих этапов протезирования) не имеется.

На основании такого заключения районный суд пришел к выводу о том, что вина ответчика в причинении вреда здоровью истца и в оказании некачественных медицинских услуг не установлена и истцом не доказана.

Удовлетворяя жалобу Ш., Верховный Суд РФ заметил, что между сторонами имели место договорные отношения по поводу оказания платной медицинской помощи, т.е. на правоотношения распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителя», который предусматривает иные условия и основания освобождения от ответственности исполнителя услуг.

Так, в соответствии с п.4 ст. 13 данного Закона РФ исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Таким образом, обязанность доказать отсутствие оснований ответственности должна быть возложена на ответчика, который в силу своей профессиональной деятельности обладает соответствующей компетенцией.

Кроме того, в силу п.1 ст. 9 Закона РФ исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в т.ч. относительно заключения договора, уплаты цены либо отказа от этого.

Если операция синус-лифтинга являлась подготовкой для установки имплантов и проводилась исключительно с этой целью, следовало установить, мог и должен ли был ответчик, осуществляющий профессиональную деятельность в этой области, до заключения договора на оказание платной медицинской помощи и получения платы с клиента установить наличие противопоказаний для операции и сообщить об этом истцу, предупредив о возможности негативных последствий и степени их вероятности.

Иными словами, именно ответчик должен был доказать, что истец до проведения синус-лифтинга был предупрежден о невозможности впоследствии установить импланты, либо то, что на этом этапе выявить противопоказания для имплантации было невозможно.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

07.06.2018 09:10

Уточнены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 107 уточнены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта.

В частности предусмотрено, что паспорт безопасности объекта спорта составляется в 2 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по месту нахождения объекта спорта и утверждается ответственным лицом.

Установлено, что антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта, в том числе в служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности, что достигается посредством:

определения должностных лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности;

определения должностных лиц, имеющих право использования паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности.

Кроме того, уточнено, что форма паспорта безопасности объектов спорта подлежит согласованию с руководителем территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, а не с руководителем территориального органа МВД России.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

07.06.2018 09:09

Что необходимо знать при покупке путевки в детский оздоровительный лагерь, чтобы уберечь ребенка от угрозы его жизни и здоровью

Перед покупкой путевки в детский оздоровительный лагерь необходимо удостовериться, что данный лагерь осуществляет свою деятельность на законных основаниях.

В силу положений Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» организации отдыха детей и их оздоровления всех видов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии их деятельности санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также соблюдать данные требования при содержании детей.

Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения может являться основанием для привлечения организации к административной ответственности по ст. ст. 6.4, 6.7 КоАП РФ, в том числе в виде административного приостановления деятельности до 90 суток, решение о чем принимается судом и подлежит немедленному исполнению.

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям:

- Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.

- Перед открытием детского оздоровительного лагеря должна быть организована и проведена противоклещевая (акарицидная) обработка его территории и мероприятия по борьбе с грызунами.

- В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.

- Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительные лагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.

- Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп.

- Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.

К обязанностям организации отдыха детей и их оздоровления относится соблюдение иных требований и норм, обеспечивающих жизнь и здоровье детей, работников организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе обеспечение противопожарной, антитеррористической защищенности, наличие охраны или службы безопасности.

Перевозка детей к местам отдыха и обратно должна осуществляться в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки групп детей автобусами».

В случае, если в лагере предусматривается купание, на водный объект также должно иметься санитарно-эпидемиологическое заключение. При организации купания детей обязательно наличие спасательных постов, присутствие медицинского работника. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.

В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления также обязана создавать безопасные условия пребывания детей, присмотра и ухода за ними.

Кроме того, важной гарантией обеспечения безопасности детей является обеспечение организациями отдыха детей и их оздоровления получения справок об отсутствии судимости у персонала, соответствия квалификации работников профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, прохождение ими необходимых медицинских осмотров, наличие лицензии на медицинскую деятельность и (или) договора с медицинским учреждением на обслуживание детей, имеющей соответствующую лицензию.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

07.06.2018 09:09

Утвержден новый дорожный знак «Движение автобусов запрещено»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 618 утверждены изменения в Правила дорожного движения, которые вступают в силу с 01.06.2018.

Согласно данным изменениям вводится новый дорожный знак 3.34 «Движение автобусов запрещено», который представляет собой круг в форме запрещающих дорожных знаков. В центре знака расположено изображение автобуса, аналогичное изображению, расположенному на табличке 8.4.4 «Вид транспортного средства».

Действие знака 3.34 не распространяется на автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Зона действия знака 3.34 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие дорожные знаки.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                                             А.В. Штык

31.05.2018 13:40

Ответственность за несанкционированные сбросы сточных вод в водные объекты

Согласно статье 3 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты (реки, ручьи, озера, болота и другие) являются важнейшей составной частью окружающей среды, а также средой обитания объектов животного и растительного мира, водных биологических ресурсов. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В целях реализации данных принципов пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлена обязанность водопользователей при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Статьями 11, 22 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что пользование водными объектами для сброса сточных вод осуществляется на основании решений органов государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование. Данные решения должны содержать сведения о месте сброса сточных вод, объём допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах такого сброса, а также условия использования водного объекта, позволяющие обеспечить его охрану.

При этом согласно статьям 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Более того, в силу статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для источников воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. При этом сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов таких сбросов допускаются лишь на основании разрешений, выданных уполномоченными органами государственной власти.

Таким образом, осуществление сбросов сточных вод в водные объекты является законным лишь в случае получения водопользователем в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждённых нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект, а также осуществления сбросов загрязняющих веществ в допустимых концентрациях.

За невыполнение указанных требований предусмотрена административная ответственность.

Статья 7.6 КоАП РФ предусматривает, что самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты статьёй 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей, на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц – от 80 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

31.05.2018 13:36

Институт присяжных заседателей

С 1 июня 2018 года вступают в силу внесенные в УПК РФ поправки, предусматривающие введение процедуры рассмотрения уголовных дел районными судами с участием присяжных заседателей.

К подсудности суда с участием присяжных заседателей отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105, ч. 4 ст. 111 УК РФ, а также о неоконченных преступлениях, предусмотренных ст.ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ.

Пункт 30 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном заседании и вынесения вердикта. Вердикт же в п. 5 ст. 5 УПК РФ определяется законодателем как решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

Сущность термина «вердикт», произошедшего от лат. vere dictum – «верно сказанное», корреспондирует с требованием уголовно-процессуального закона об обязательности вердикта коллегии присяжных заседателей для председательствующего судьи (ст. 348 УПК РФ).

Вердикт - это немотивированное решение коллегии присяжных заседателей по вопросам, входящим в их компетенцию, изложенное в заполненном в соответствии с уголовно-процессуальным законом вопросном листе.

Вердикт выносится в совещательной комнате присяжными заседателями, входящими в состав коллегии. Запасные заседатели при этом не присутствуют. Но если во время совещания кто-либо из присяжных заседателей по каким-либо причинам выбывает (например, по болезни), то запасной присяжный заседатель заменяет выбывшего.

Голосование проводится открыто. Никто из присяжных не может воздержаться от голосования. Старшина подает свой голос последним. На каждый вопрос дается утвердительный или отрицательный ответ с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа (ч. 7 ст. 343 УПК РФ). Ответы могут формулироваться таким образом: «да, виновен», «нет, не виновен», или более конкретно, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела «да, виновен, но без намерения лишить жизни», «да, доказано, за исключением нанесения удара в область шеи» и т.п.

Вердикт может быть либо обвинительным, либо оправдательным. В нем не указываются основания и мотивы того или иного ответа на вопрос. Вердикт будет обвинительным, если на все три основных вопроса присяжными дан утвердительный ответ большинством голосов.

По делам, рассматриваемым в районных судах, будет принят оправдательный вердикт, если на любой из поставленных трех основных вопросов дан отрицательный ответ тремя и более голосами присяжных заседателей. При ответе 50 на 50 процентов, а именно 3 «За» и 3 «против» вердикт является оправдательным.При ответах на частные вопросы также подсчет голосов осуществляется с учетом правила: если голоса делятся поровну, то принимается ответ, наиболее благоприятный для подсудимого. Если ответ принимался голосованием, то после ответа указывается результат подсчета голосов.

Вердикт подписывается старшиной присяжных заседателей, оглашается им в зале судебного заседания и передается председательствующему судье по делу.


Предлагаем Вашему вниманию ответы на самые актуальные вопросы:

Как стать присяжным заседателем?

ОТВЕТ: Конституция РФ и Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" закрепили нормы о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Пункт 30 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном заседании и вынесения вердикта. Вердикт же в п. 5 ст. 5 УПК РФ определяется законодателем как решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

Согласно ст. 326 УПК, секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела, перечисленных в ч. ч. 2 и 3 ст. 3 и п. 2 ст. 7 Закона о присяжных заседателях. Такой список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается. Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и называется предварительным. Это необходимо в целях безопасности, предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п.

Кандидатам в присяжные заседатели секретарем судебного заседания выписываются и направляются судебные повестки, в которых указывается адрес и телефон суда, дата судебного заседания и время к которому кандидату в присяжные заседатели необходимо явиться.

Для того чтобы стать присяжным заседателем, необходимо явиться к назначенному в судебной повестке времени в суд, для проведения отбора в коллегию присяжных заседателей по конкретному уголовному делу.


Что делать, если Вас приглашают в суд для участия в отборе коллегии присяжных заседателей по уголовному делу?

ОТВЕТ: Согласно ст. 326 УПК РФ, после назначения судебного заседания секретарь судебного заседания (или помощник судьи) по распоряжению председательствующего производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки.Всем лицам, кто был выбран секретарем судебного заседания путем случайной выборки,направляются повестки с указанием суда рассматривающего уголовное дело, датой и временем для отбора в коллегию присяжных заседателей.

В судебное заседание приглашается не менее 20 человек для формирования коллегии присяжных заседателей (ч. 4 ст. 325 УПК). Какое конкретно количество кандидатов необходимо вызвать, решает судья, исходя из особенностей подлежащего рассмотрению дела, местных условий и других обстоятельств.

Кандидату в присяжные заседатели необходимо с паспортом гражданина РФ и повесткой прибыть к назначенному в судебной повестке времени в суд и принять участие в отборе коллегии присяжных заседателей.

Согласно ч. 2 ст. 328 УПК РФ председательствующий судья при отборе коллегии присяжных заседателей произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:
1. представляется им;
2. представляет стороны;
3. сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
4. сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
5. разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные УПК РФ.

Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей и, как следствие, законного состава суда (ч. 3 ст. 328 УПК РФ). При этом данные судьей разъяснения должны быть понятными кандидатам в присяжные заседатели.

Суд первый задает вопросы кандидатам в присяжные заседатели. Как правило, если у кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели имеются обстоятельства, обозначенные в вопросе какой-либо из сторон или судьи, то кандидат поднимает руку. С целью неразглашения личной, семейной и другой тайны, в целях безопасности и т.п. кандидат приглашается к судейскому столу, где председательствующий и стороны выслушивают его ответ на вопрос, высказывают свое мнение о возможности участия в рассмотрении дела. С учетом мнения самого кандидата и сторон председательствующий принимает решение на месте о продолжении участия в отборе данного кандидата или о его отстранении. Председательствующий предоставляет возможность сторонам задать кандидатам в присяжные заседатели такие вопросы, которые, по их мнению, препятствуют участию конкретного присяжного в рассмотрении дела.

Согласно ч. 17 ст. 328 УПК после решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. Первые 12 образуют коллегию присяжных, а два последних - запасные. Запасных присяжных заседателей может быть больше двух.

Нарушение порядка формирования коллегии присяжных заседателей, сокрытие кандидатами в присяжные заседатели информации, которая выяснялась судом и сторонами при формировании коллегии, дача ложных ответов на вопросы при формировании коллегии присяжных заседателей,всё это влечет в последующем, или замену присяжного заседателя сокрывшего правду при ответах на вопросы, или отмену приговора,как постановленного незаконным составом суда.


Какие социальные гарантии присяжных заседателей по осуществлению правосудия?

ОТВЕТ: Суд присяжных в представлении граждан стал играть значительную роль в отправлении правосудия. Согласно ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральным законом от 20 августа 2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Какие права имеют присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели вправе:
- участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
- просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
- вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

При формировании коллегии присяжных заседателей председательствующий судья в судебном заседании сообщает кандидатам в присяжные заседатели сведения о рассматриваемом уголовном деле. Следовательно,присяжные заседатели начинают свое участие в судебном процессе с чистого листа, узнавая все подробности уголовного дела от судьи и других участников судебного заседания. По закону никакой подготовки к участию в судебном процессе присяжным вести не положено: с материалами уголовного дела их никто не знакомит,копию обвинительного заключения им также перед началом судебного процесса никто не вручает. В связи с этим присяжные заседатели должны во время представления доказательств, сторонами по делу, быть предельно внимательными.


Вправе ли присяжные заседатели самостоятельно задать вопрос допрашиваемым в суде лицам?

ОТВЕТ: Часть 4 ст. 335 УПК РФ устанавливает, что присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы излагаются присяжными заседателями в письменном виде и даются председательствующему через старшину. Эти вопросы формулируются председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к предъявленному обвинению. Таким образом,задать интересующие вопросы присяжные заседатели могут только через председательствующего судью, лично любое общение со сторонами по делу запрещено законом.


Можно ли общаться родственникам подсудимого, защитникам, потерпевшим, другим участникам процесса с присяжными заседателями по уголовному делу, вне зала судебного заседания?

ОТВЕТ: На присяжного заседателя возложена обязанность не общаться с участниками процесса. Нарушение данной обязанности влечет отстранение присяжного от участия в рассмотрении уголовного дела.

Установление фактов общения присяжных заседателей с участниками процесса приводит к отмене постановленного приговора.

Прокурору, потерпевшему, подсудимому, родственникам подсудимого, защитнику, другим участникам процесса запрещено общаться с присяжными заседателями, в чем бы это общение ни выразилось. Этот запрет подкреплен возможностью применения санкций к участникам процесса, вступившим в общение с присяжными заседателями. Так, законом установлена уголовная ответственность за вмешательство в разрешение судебных дел, когда на присяжных заседателей оказывается воздействие с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения.


Как избирается старшина присяжных заседателей?

ОТВЕТ: После образования коллегии присяжных заседателей, но до приведения их к присяге присяжные удаляются в совещательную комнату, где избирают старшину. В его избрании из числа коллегии присяжных заседателей участвуют только основные присяжные заседатели, выборы проходят путем голосования. В статье 331 УПК РФ регламентировано, что в результате открытого голосования старшина выбирается большинством голосов.

Судья и участники процесса не вправе рекомендовать присяжным кандидатуру для избрания старшиной присяжных заседателей. Закон не выдвигает никаких дополнительных требований, которым должен соответствовать старшина присяжных.

Избирая старшину, присяжные могут ставить друг другу вопросы в совещательной комнате, однако отвечать на них они не обязаны.

После избрания старшины, коллегия присяжных заседателей выходит из совещательной комнаты, занимает свои места в зале судебного заседания и старшина присяжных заседателей сообщает председательствующему судье о своем избрании.


Какие права у старшины присяжных заседателей?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 331 УПК РФ старшина присяжных заседателей руководит ходом совещания присяжных заседателей, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.

Таким образом, основная работа старшины присяжных заседателей относится к формированию ответов на вопросы, или оформление вердикта присяжных заседателей. Итак, старшина в отличие от других присяжных наделен особыми полномочиями (ч. 2 ст. 331 УПК РФ). Он руководит ходом совещания присяжных заседателей, а именно: организует дискуссию, предоставляя возможность высказаться всем присяжным заседателям; устанавливает очередность выступлений и высказываний; не допускает грубости и оскорблений в ходе полемики, просит обосновать то или иное утверждение, если присяжный считает это возможным; следит за тем, чтобы присяжные не использовали для подкрепления своей позиции недопустимые и не исследованные в суде доказательства; следит за временем совещания. По поручению присяжных старшина обращается к председательствующему с различными просьбами (о разъяснении закона, уточнении заданных вопросов). Старшина последовательно оглашает поставленные перед присяжными вопросы, проводит голосование по каждому из них, заполняет и подписывает вопросный лист, оглашает вердикт присяжных в суде.


Что такое вердикт присяжных?

ОТВЕТ: Пункт 30 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном заседании и вынесения вердикта. Вердикт же в п. 5 ст. 5 УПК РФ определяется законодателем как решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

Сущность термина «вердикт», произошедшего от лат. vere dictum – «верно сказанное», корреспондирует с требованием уголовно-процессуального закона об обязательности вердикта коллегии присяжных заседателей для председательствующего судьи (ст. 348 УПК РФ).

Вердикт - это немотивированное решение коллегии присяжных заседателей по вопросам, входящим в их компетенцию, изложенное в заполненном в соответствии с уголовно-процессуальным законом вопросном листе.

Вердикт выносится в совещательной комнате присяжными заседателями, входящими в состав коллегии. Запасные заседатели при этом не присутствуют. Но если во время совещания кто-либо из присяжных заседателей по каким-либо причинам выбывает (например, по болезни), то запасной присяжный заседатель заменяет выбывшего.

Голосование проводится открыто. Никто из присяжных не может воздержаться от голосования. Старшина подает свой голос последним. На каждый вопрос дается утвердительный или отрицательный ответ с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа (ч. 7 ст. 343 УПК РФ). Ответы могут формулироваться таким образом: «да, виновен», «нет, не виновен», или более конкретно, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела «да, виновен, но без намерения лишить жизни», «да, доказано, за исключением нанесения удара в область шеи» и т.п.

Вердикт может быть либо обвинительным, либо оправдательным. В нем не указываются основания и мотивы того или иного ответа на вопрос. Вердикт будет обвинительным, если на все три основных вопроса присяжными дан утвердительный ответ большинством голосов.

По делам, рассматриваемым в районных судах, будет принят оправдательный вердикт, если на любой из поставленных трех основных вопросов дан отрицательный ответ тремя и более голосами присяжных заседателей. При ответе 50 на 50 процентов, а именно 3 «За» и 3 «против» вердикт является оправдательным.При ответах на частные вопросы также подсчет голосов осуществляется с учетом правила: если голоса делятся поровну, то принимается ответ, наиболее благоприятный для подсудимого. Если ответ принимался голосованием, то после ответа указывается результат подсчета голосов.

Вердикт подписывается старшиной присяжных заседателей, оглашается им в зале судебного заседания и передается председательствующему судье по делу.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

31.05.2018 13:35

Банк должен будет сообщать клиенту о задолженности по кредитке после каждой операции

Кредитные организации с 4 сентября обязаны будут сообщать не только о задолженности, но и об остатке лимита кредитования после каждой операции по карте. Сейчас в Законе о потребкредите нет такого правила.

Уведомлять клиента нужно будет так, как это установлено в договоре (например, направлять СМС, письма на электронную почту).

Федеральный закон от 07 марта 2018 года № 53-ФЗ, который регулирует данные положения вступает в силу 4 сентября 2018 года. 

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

 

31.05.2018 13:35

О порядке выезда несовершеннолетних граждан за пределы Российской Федерации

Порядок въезда и выезда с территории Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства, которое он намерен посетить.

Организация выезда из Российской Федерации для отдыха или оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется юридическим лицом, на основании разрешений на выезд из Российской Федерации каждого такого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, выданных органом опеки и попечительства, и договора об организации отдыха и или оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации.

Порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенные условия договора об организации отдыха или оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требования к юридическим лицам, выразившим намерение заключить указанный договор, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 06.04.2011 № 249.

Органы опеки и попечительства ведут учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации (оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) выехавших из Российской Федерации для отдыха или оздоровления, а также осуществляют контроль за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию.

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык

31.05.2018 13:34

О порядке восстановления родительских прав

Порядок восстановления родительских прав предусмотрен статьёй 72 Семейного кодекса Российской Федерации. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребёнка.

Восстановление в родительских правах осуществляется только в судебном порядке по заявлению родителя, лишённого родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребёнка родителям (одному из них).

Следует иметь ввиду, что суд вправе с учётом мнения ребёнка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребёнка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребёнка, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребёнок был усыновлён и в последующем усыновление не отменено.

В течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку из своего решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребёнка.

 

Прокурор района
советник юстиции
                                                                                 А.В. Штык


1 - 22 из 217
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец