Розничная торговля

17.04.2017 09:52

Памятка для руководителей предприятий розничной торговли продуктами питания

Прилегающая к предприятию розничной торговли территория должна постоянно поддерживаться в чистоте. Перед входом должна быть урна, которая ежедневно вычищается от мусора и грязи. В летний период прилегающая территория должна быть оформлена цветочными клумбами или вазонами с цветами.

Предприятие должно иметь удобные пешеходные и подъездные пути, условия для посещения маломобильными гражданами (инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению, слуху и т.п.).

Если на здании имеется рекламная вывеска (в том числе с подсветкой), требуется согласование с соответствующими службами (Отдел ЖКХ, капитального строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации МО «Полесский городской округ», тел. 3-00-17, кааб. 302).

Перед входом должна быть вывеска на русском языке с указанием: фирменного наименования (наименования) организации, места нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя – информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа и режим работы (время начала работы, окончания, обеденный перерыв, санитарный день и т.п.).

В удобном для ознакомления потребителей месте должен находиться «Уголок потребителя» с информацией о государственной регистрации предприятия (предпринимателя) и наименование зарегистрировавшего его органа, лицензия при реализации алкогольной продукции, информация о нормативно-правовом акте, регулирующем услуги торговли, Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров». В «Уголке потребителя» указываются адреса и телефоны вышестоящих и контролирующих органов и служб.

Каждое предприятие обязано иметь «Книгу отзывов и предложений». Руководитель должен регулярно рассматривать содержащиеся в ней отзывы и предложения и производить в ней соответствующие записи.

Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.

Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.

На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата, дата фасовки, срок годности, номер и фамилия весовщика.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде. Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.

В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом не должны ухудшаться качество и безопасность продовольственных товаров и условий их продажи, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

09.01.2017 19:15

Основные правила розничной торговли

Фирмы и предприниматели должны соблюдать определенные правила продажи товаров. Они установлены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и действуют на всей территории России.

В соответствии со статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение этих правил торговая предусмотрена административная ответственность:

  • фирма – на сумму от 10 000 до 30 000 рублей;
  • руководитель – от 1000 до 3000 рублей.

Информация для покупателя

Знакомство покупателя с магазином начинается с его вывески. Она должна размещаться на видном месте перед входом в помещение. Для того чтобы покупатель сразу понял, какой перед ним магазин и как он работает, вывеска должна содержать следующую информацию:

  • наименование организации и ее профиль;
  • режим работы;
  • название организационно-правовой формы торгового предприятия;
  • юридический адрес организации.

Кроме того, продавец–индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшей его организации, выписку из правил розничной торговли отдельными товарами и телефоны организаций, контролирующих работу данного магазина. Также продавец должен иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по первому требованию (пункт 8 Постановления).

Эти данные можно разместить на уголке потребителя. Главное условие – чтобы эта информация находилась в доступном для покупателя месте.

Если деятельность магазина подлежит лицензированию (например, аптека, торговля алкоголем), то он также обязан предоставить данные о номере и сроке действия лицензии, а также об организации, ее выдавшей.

При осуществлении торговли во временных помещениях (ярмарки, торговля с лотков и т. д.) покупателям должна быть предоставлена аналогичная информация. Об этом сказано в пункте 10 Постановления.

Организация работы в магазине

После ознакомления с вывеской покупатель входит в магазин. Чтобы человек лучше ориентировался в незнакомом помещении, продавец должен позаботиться об удобном размещении информации в торговом зале.

Обратим внимание: на предприятиях, торгующих мясом, на видном месте должна размещаться схема разруба мяса по сортам. Согласитесь, что такое приходится видеть довольно редко.

Остановимся подробнее на оформлении ценников на товары. Поскольку местные власти предъявляли различные требования к их оформлению, Роскомторг выпустил письмо от 13 марта 1995 г. № 1-304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары». В нем рекомендуется указывать в ценниках определенные реквизиты. Например, для весовых продовольственных товаров нужно указывать наименование товара, сорт (если товар имеет сортность), цену за грамм или сто граммов. Для товаров, продаваемых в розлив, указываются наименование товара и цена за единицу емкости. А для штучных или фасованных товаров – наименование товара, емкость, вес и цена за фасовку.

Отметим, что эти правила существуют как для продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Обратите внимание: товары, расфасованные непосредственно в магазине, должны иметь вкладыш, на котором будут указаны наименование товара, вес и цена за фасовку. Эта же информация может содержаться и на упаковке товара.

На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой. Исправления в ценниках не допускаются. Ценники на все виды товаров должны быть подписаны материально ответственным лицом или работником, на которого возложена эта ответственность.

Кроме того, продавец обязан иметь в магазине измерительное оборудование для проверки веса, цены или размера товара. Продавец отвечает за его исправное состояние и должен своевременно и в установленном порядке проводить метрологическую поверку. Весы следует установить в торговом зале в доступном месте. На это указано в пункте 7 Постановления.

Информация о товаре

Продавцу необходимо создать для покупателя все условия, чтобы тот мог быстро выбрать товар, подходящий ему по качеству и цене. Для этого на видном месте должны быть указаны необходимые сведения о товаре и его производителе. Обязательной информацией является:

  • наименование товара;
  • цена и условия приобретения товара;
  • фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) изготовителя товара;
  • местонахождение организации, уполномоченной изготовителем или продавцом на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  • обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
  • срок службы или срок годности, если они установлены.

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся какой-либо недостаток, продавец должен заранее предупредить об этом покупателя. Информацию о недостатках товара следует сообщать как в устной, так и в письменной форме. Это можно указать на ярлыке товара, товарном чеке или любым другим способом. 

Качество товара

Качество товара подтверждается сертификатом. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который поменял правила сертификации товаров.

В соответствии с ним постепенно на смену привычным ГОСТам, являющимся на данный момент обязательными стандартами товаров, пришли технические регламенты. Но они разрабатываются только в целях защиты жизни, здоровья людей, их имущества, а также окружающей среды. Стандарты качества, которые влияют на конкурентоспособность товара, теперь регулируют сами производители, причем добровольно. То есть обязательная и добровольная сертификации остались, но список продукции, подлежащей обязательной сертификации, постепенно уменьшается. Также разработаны и национальные стандарты качества продукции.

Режим работы

В соответствии с пунктом 3 Постановления режим работы организация-продавец устанавливает для себя самостоятельно. В случае временного приостановления своей деятельности магазин обязан своевременно сообщить покупателю о дате и сроках, когда магазин не будет работать. Например, при проведении плановых санитарных дней, ремонта и т. д. Для этого при входе в магазин на видном месте нужно повесить объявление с необходимой информацией.

При изменении графика работы магазина, например, в предпраздничные и праздничные дни, покупателей также следует проинформировать об этом заранее.,